Меню сайта

   Как определить по какой программе должен обучаться ребенок с ОВЗ?

   У ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) должно быть заключение ПМПК, в котором прописана в качестве рекомендаций адаптированная основная образовательная программа для обучения определенной категории детей (с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития и т.п.) на определённом уровне образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) и рекомендации по направлениям работы специалистов.         Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, и является документом, на основании которого ребенок с ОВЗ получает образование. Если ребенок пошел в первый класс в 2016 году, то он обучается по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в этом случае в заключении ПМПК указывается вариант программы с 1 по 4 (1 и 2 варианты соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 – нецензовое образование). Если ребенок не осваивает рекомендованный вариант программы ПМПК может пересмотреть свои рекомендации при согласии родителей и по результатам года изменить вариант программы.

   Соответствует ли ФГОС ОВЗ адаптированная образовательная программа для детей, пришедших в первый класс 1 сентября 2016 года?

   Дети с ОВЗ (глухие и слабослышащие дети), зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и др. классов) обучаются по тем программам, по которым обучались ранее.

   Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и т.д. классов) и обучающихся в отдельных классах или школах, необходимо разработать адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373), основного общего (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897); среднего общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).

   В чем отличие АООП НОО от СИПР?

   Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих детей (АООП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

   Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

   СИПР (специальная индивидуальная программа развития) – документ, разрабатываемый на основе индивидуального учебного плана, описывающий специальные образовательные условия для получения образования обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

   Каковы сроки обучения глухих детей по программам начального общего и основного общего образования?

   Период обучения по АООП начального общего образования для глухих детей с сохранным интеллектом составляет от 4 лет (вариант 1 АООП) до 6 лет (вариант 2 АООП), (Приказ Минобрнауки России от «19» декабря 2014 г. № 1598).

   На уровне основного образования сроки и условия получения образования регулируются ФГОС основного общего образования. Согласно ФГОС ООО сроки обучения для лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программ основного общего образования увеличиваются не более, чем на один год. Таким образом, глухие обучающиеся на уровне основного общего образования могут обучаться не более 6 лет.

   В чем отличие обязанностей «тьютора» от «ассистента»?

   «Тьютор» – это участник образовательного процесса, имеет высшее педагогическое образование, тогда как ассистент (помощник) оказывает техническую помощь: помогает одеться, поесть и т.д., к нему не предъявляется требование о наличии высшего педагогического образования.

Должность «тьютор» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», в котором одной из 6 обобщенных трудовых функций определена ОТФ «тьюторское сопровождение обучающихся».

Какие ВУЗы и учреждения ЧСПО обучают глухих и слабослышащих детей, какие есть специальности?

Перечень ВУЗов, осуществляющих прием на обучение инвалидов по слуху

1. Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

2. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

3. Курганский государственный университет

4. Институт социальных технологий и реабилитации (ИСТР)

5. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

6. Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

7. Российская государственная специализиированная академия искусств (РГСАИ)

8. Центр профессионального образования инвалидов при ВлГУ

9. Новосибирский государственный педагогический университет

10. Московская государственная академия физической культуры (МГАФК)

11. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

12. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

13. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ

14. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКСМиТ)

15. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

16. Университет управления "ТИСБИ"

17. Алтайский государственный университет (АГУ)

18. Астраханский государственный университет (АГУ)

19. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (МордГПИ)

20. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ)

21. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

22. Волгоградский государственный университет (ВолГУ)

23. Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ)

24. Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования (МАОУ ВПО КММИВСО)

25. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

26. Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ)

27. Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

28. Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (ОГУ)

29. Новосибирский государственный университет управления и экономики (НГУЭУ)

30. Липецкий государственный педагогический университет (ЛГПУ)

31. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет)

32. Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ)

33. Ухтинский государственный технический университет (УГТУ)

34. Юго-Западный государственный университет, ЮЗГУ, КурскГТУ

35. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

36. Донской государственный технический университет (ДГТУ)

37. Забайкальский государственный университет (ЗабГУ)

38. Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова ИжГТУ

39. Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

40. Тюменский государственный университет (ТюмГУ)

41. Тверской государственный университет (ТвГУ)

42. Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина

43. Самарский государственный социально-педагогический университет

44. Петрозаводский государственный университет

45. Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

46. Санкт-Петербургский государственный технологический институт

47. Северо-Кавказский федеральный университет

48. Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

49. Новосибирский государственный педагогический университет

50. Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

51. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева

52. Кемеровский государственный университет (КемГУ)

Перечень учреждений СПО:

1. Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса

2. Нижневартовский строительный колледж

3. Курский государственный политехнический колледж

4. Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат

5. Тверской государственный университет (ТвГУ)

6. Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова

7. ГБПОУ Республики Крым Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна

8. Пензенский базовый медицинский колледж

9. Орловский Техникум Технологии и Предпринимательства им. В.А. Русанова

10. Томский техникум социальных технологий

11. Новочеркасский Технологический Техникум-интернат Федерального Агентства По Здравоохранению И Социальному Развитию, ФГОУ

12. Свердловский областной медицинский колледж

13. Новоусманский многопрофильный техникум

14. Пермский филиал Западно-Уральского технологического техникума

15. Ульяновский фармацевтический колледж

16. Межрегиональный центр (колледж) Минтруда России

17. Тульский техникум социальных технологий

18. Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса

19. ГБПУ Технологический колледж № 21 города Москвы

20. ГБОУ СПО Технологический колледж № 24 города Москвы

21. ВГБПОУ Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

22. Ивановский профессиональный лицей – интернат

23. ГБПОУ Уфимский политехнический колледж

24. Профессиональный лицей № 71. Cтерлитамак

25. ГАПОУ РБ Уфимский медицинский колледж

26. Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, ГАОУ СПО

27. Башкирский экономико-юридический колледж (БЭК)

28. ГБПОУ "Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности"

29. Профессиональное училище-интернат №2 инвалидов по слуху им. И.И. Шуба – Челябинск

30. Златоустовский Индустриальный колледж им. П.П. Аносова

31. Профессиональное училище № 4 г. Бийск

32. Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга №26 (ГБПОУ "26 КАДР")

33. СПб ГБ ПОУ Невский колледж им. А.Г. Неболсина

34. Школа "Центр на Павелецкой"

35. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА № 23

36. ГБПОУ "Колледж автоматизации и информационных технологий № 20"

37. ГБПОУ Образовательный комплекс "Юго-Запад"

38. Факультет "МЕГАДИЗАЙН" ГБПОУ Технологический колледж № 21

39. Уфимский художественно-промышленный колледж

40. ГБПОУ Уфимский политехнический колледж

41. Тольяттинский социально-экономический колледж

42. КГБПОУ "Бийский промышленно-технологический колледж"

43. Бугульминский машиностроительный техникум

44. Волгоградский профессиональный технический колледж

45. ГАПОУ СО "Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина"

46. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Социально-профессиональный техникум "Строитель"

47. ОГБПОУ Костромской торгово-экономический колледж.

   Каковы направления деятельности ПМПК?

   Положению о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082

   Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций:

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

   Каковы права и обязанности родителей при прохождении ребенком обследования в ПМПК?

   В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родители (законные представители) детей имеют право:

- присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;

- высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка;

- получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

   Какая информация должна содержаться в заключении ПМПК?

   В заключении ПМПК содержатся:

- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико- педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

   Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования. Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

   Каково правовое значение заключения ПМПК?

   Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

   Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

   Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.