Проект ГОУ ЯО «Ярославская школа – интернат № 7» «Создание обучающей среды для детей после кохлеарной имплантации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного и начального общего образования»
Актуальность проекта
Нарушение слуха одно из распространенных ограничений здоровья. Сегодня в России насчитывается более 13 миллионов людей с нарушением слуха, из них более 1 миллиона детей.
В последние годы для реабилитации глухих детей все шире внедряется высокоэффективный метод кохлеарной имплантации – вживление во внутреннее ухо человека кохлеарного импланта, который дает детям возможность эффективной реабилитации и возвращения к активному образу жизни. Цель кохлеарной имплантации состоит в том, чтобы с помощью кохлеарного импланта ребенок научился слышать и понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира и благодаря этому развиваться как нормально слышащий ребенок.
Уровень общего и речевого развития детей с кохлеарными имплантами зависит от созданных в образовательной организации условий для психолого-педагогической реабилитации, т.е. от созданной обучающей среды, учитывающей особые образовательные потребности ребенка после кохлеарной имплантации (далее – КИ).
Под обучающей средой мы понимаем системно организованную совокупность организационно-педагогических, дидактико-психологических, коммуникационных, программно-технических средств и мероприятий целенаправленного процесса обучения как основы целостного профессионального общеинтеллектуального, культурного, духовного и социального развития личности ребенка после КИ.
Создание обучающей среды для КИ детей это длительный и трудоёмкий процесс, который в настоящее время не достаточно разработан и описан. Родители детей с КИ пользуясь своим правом могут выбрать образовательную организацию, расположенную по месту проживания ребенка, которая не всегда бывает готова к психолого-педагогической реабилитации ребенка и не имеет соответствующую обучающую среду.
Теоретической базой для разработки Проекта являются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), устный метод разработанный Н.А.Рау, Ф.А.Рау, С.А.Зыковым, верботональный метод П. Губерина, Audio-verbal метод (Estabrooks W., Канада) и слуховой метод И.В. Королева.
Основными компонентами обучающей среды для психолого-педагогической реабилитации детей после КИ являются:
- социальное окружение, готовое к содействию развития слухового восприятия и речи у детей,
- пространственно-предметный, характеризующий условия, созданные в образовательной организации, учитывающие особые образовательные потребности детей с КИ,
- психолого-педагогический, включающий организацию взаимодействия сурдолога и сурдопедагога, педагогов и дефектологов, дефектологов и учителей-предметников, педагогов и службы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, педагогов и родителей.
Проект соответствует приоритетному направлению инновационной деятельности в региональной системе образования «Создание обучающей среды в образовательной организации, способствующей повышению качества образования (в том числе интерактивных образовательных сред для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности детей)», направлен на решение следующих социально значимых задач:
- апробация и распространение новых технологий педагогической деятельности в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ,
- формирование личности педагога, владеющего технологиями работы с КИ детьми,
- интеграция усилий педагогического коллектива для решения задач социальной интеграции КИ детей через организацию их речевой среды,
- организация деятельности школы-интерната в форме социально-культурно-образовательного комплекса – «интегрированного социального учреждения, оказывающего многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта».
Основная идея Проекта
Идея настоящего Проекта состоит в том, чтобы на базе ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 7» (далее – школа-интернат № 7) разработать модель обучающей среды для КИ детей по программам дошкольного и начального общего образования, соответствующую требованиям ФГОС НОО ОВЗ, которая может быть воспроизведена в массовой образовательной практике. Апробированная на практике модель может быть перенесена в дошкольные и общеобразовательные организации с учетом особенностей каждой отдельной образовательной организации.
Цель Проекта: разработать обучающую среду для детей с КИ по программам дошкольного и начального общего образования, способствующую:
- развитию слухового и слухоречевого восприятия,
- развитию восприятия речи и собственной речи,
- развитию связной речи и пониманию сложных текстов.
Задачи:
- обобщить лучшие российские и зарубежные эффективные образовательные практики по организации обучающей среды для кохлеарно имплантированных детей,
- разработать модель обучающей среды для КИ детей по программам дошкольного и начального общего образования – пакет документов, регламентирующих организационно-педагогические, дидактико-психологические, коммуникационные, программно-технические средства и мероприятия, необходимые для эффективного обучения детей с КИ,
- разработать систему мониторинга эффективности созданной обучающей среды,
- организовать постоянно действующую коммуникативную площадку для внедрения модели в практику образовательных организаций, обучающих детей с КИ,
- привлечь родительскую общественность и государственные структуры к экспертизе модели.
Основные целевые группы, на которые направлен Проект:
- дети после кохлеарной имплантации дошкольного и младшего школьного возраста,
- педагогические коллективы дошкольных и общеобразовательных организаций,
- родители детей,
- другие заинтересованные структуры.
Проект ГОУ ЯО «Ярославская школа – интернат № 7» «Создание обучающей среды для детей после кохлеарной имплантации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного и начального общего образования»