×
Меню сайта

Проект ГОУ ЯО «Ярославская школа – интернат № 7»  «Создание обучающей среды  для детей после кохлеарной имплантации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного и начального общего образования»

                                                          

          Актуальность проекта

        Нарушение слуха  одно из распространенных ограничений здоровья. Сегодня в России насчитывается более 13 миллионов людей с нарушением слуха, из них более 1 миллиона детей.

     В последние годы для реабилитации глухих детей все шире внедряется высокоэффективный метод  кохлеарной имплантации – вживление во внутреннее ухо человека кохлеарного импланта, который дает детям  возможность  эффективной реабилитации и возвращения к активному образу жизни. Цель кохлеарной имплантации состоит в том, чтобы с помощью кохлеарного импланта ребенок научился слышать и понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира и благодаря этому развиваться как нормально слышащий ребенок.

Уровень общего и речевого развития детей с кохлеарными имплантами зависит от созданных  в образовательной организации условий для психолого-педагогической реабилитации, т.е. от созданной обучающей среды, учитывающей особые образовательные потребности ребенка после кохлеарной имплантации (далее – КИ).

   Под обучающей средой мы понимаем  системно организованную совокупность организационно-педагогических, дидактико-психологических, коммуникационных, программно-технических средств и мероприятий целенаправленного процесса обучения как основы целостного профессионального общеинтеллектуального, культурного, духовного и социального развития личности ребенка после КИ.

   Создание обучающей среды для КИ детей это  длительный и трудоёмкий процесс, который в настоящее время не достаточно разработан и описан. Родители детей с КИ пользуясь своим правом могут выбрать образовательную организацию, расположенную по месту проживания ребенка, которая не всегда бывает готова к психолого-педагогической реабилитации ребенка и не имеет соответствующую обучающую среду.

Теоретической базой для разработки Проекта являются  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                       (далее – ФГОС НОО ОВЗ),  устный метод разработанный Н.А.Рау, Ф.А.Рау, С.А.Зыковым, верботональный метод П. Губерина, Audio-verbal метод (Estabrooks W., Канада) и слуховой метод И.В. Королева.

Основными компонентами обучающей среды для психолого-педагогической реабилитации детей после КИ являются:

  • социальное окружение, готовое к содействию развития слухового восприятия и речи у детей,
  • пространственно-предметный, характеризующий условия, созданные в образовательной организации, учитывающие особые образовательные потребности детей с КИ,
  • психолого-педагогический, включающий организацию взаимодействия сурдолога и сурдопедагога, педагогов и дефектологов, дефектологов и      учителей-предметников, педагогов  и службы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, педагогов и родителей.

     Проект соответствует приоритетному направлению инновационной деятельности в региональной системе образования «Создание обучающей среды в образовательной организации, способствующей повышению качества образования (в том числе интерактивных образовательных сред для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности детей)», направлен на решение следующих социально значимых задач:

  • апробация и распространение новых технологий педагогической деятельности в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ,
  • формирование личности педагога, владеющего технологиями работы с КИ детьми,
  • интеграция усилий педагогического коллектива для решения задач социальной интеграции КИ детей через организацию их речевой среды,
  • организация деятельности школы-интерната  в форме социально-культурно-образовательного комплекса – «интегрированного социального учреждения, оказывающего многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта».

    Основная идея Проекта

    Идея настоящего Проекта состоит в том, чтобы на базе ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 7» (далее – школа-интернат № 7)  разработать модель обучающей среды для КИ детей по программам дошкольного и начального общего образования, соответствующую требованиям                         ФГОС НОО ОВЗ, которая может быть воспроизведена  в массовой образовательной практике. Апробированная на практике модель может быть перенесена в  дошкольные и общеобразовательные организации с учетом особенностей каждой отдельной образовательной организации.

   Цель Проекта: разработать обучающую среду для детей  с  КИ по программам дошкольного и начального общего образования, способствующую:

- развитию слухового и слухоречевого восприятия,

- развитию восприятия речи и собственной речи,

-  развитию связной речи и пониманию сложных текстов.

   Задачи:

- обобщить лучшие российские и зарубежные эффективные образовательные практики по организации обучающей среды для кохлеарно имплантированных детей,

- разработать модель обучающей среды для КИ детей по программам дошкольного и начального общего образования – пакет документов,  регламентирующих организационно-педагогические, дидактико-психологические, коммуникационные, программно-технические средства и мероприятия, необходимые для эффективного обучения детей с КИ,

- разработать систему мониторинга эффективности созданной обучающей среды,

- организовать постоянно действующую коммуникативную площадку для внедрения модели в практику образовательных организаций, обучающих детей с КИ,

- привлечь родительскую общественность и  государственные структуры  к экспертизе модели.

Основные целевые группы, на которые направлен Проект:

- дети после кохлеарной имплантации дошкольного и младшего школьного возраста,

- педагогические коллективы дошкольных и общеобразовательных организаций, 

- родители детей,

- другие заинтересованные структуры.

 

Проект ГОУ ЯО «Ярославская школа – интернат № 7»  «Создание обучающей среды  для детей после кохлеарной имплантации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного и начального общего образования»