МАРАФОН ШКОЛЬНЫХ НАУК
Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слуха приводит к существенным трудностям в формировании речевых навыков. Также, снижение или его отсутствие отрицательно сказывается и на психическом развитии ребенка, ограничивает возможность его познания окружающего мира, замедляет процесс овладения учебным материалом.
Казалось бы, на любом уроке можно создать речевую среду, воодушевить ребёнка и раскрыть его потенциал общения. Однако анализ образовательной ситуации показывает, что обращение на уроках к методам и приёмам, формирующим навыки общения, в основном носит фрагментарный характер. Часто предметы, на которых необходимо использовать и широко применять речевой опыт, не относятся к числу любимых и вызывают наибольшие трудности у детей с нарушенным слухом, порождая проблемы, в том числе, связанные с коммуникацией вне школы.
Выходом из ситуации мы считаем тщательно спланированную и чётко организованную внеклассную работу по предметам. Не секрет, что урок, будучи организованной формой, чаще всего не даёт простора для творческой самореализации и самовыражения. Осознавая это, мы понимаем сложность задачи: пробудить у неслышащего обучающегося желание общаться и делиться знаниями, соблюдая научно-методические принципы, являющиеся обязательным условием образования детей с ОВЗ.
Создание оптимальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по планированию, организации и осуществлению образовательного процесса с непременным обеспечением развивающей и речевой среды для обучающихся.
В связи с этим возникла идея проведения в Ярославской школе-интернате № 7 ежегодного образовательного научного события «Марафон школьных наук», в рамках которого реализуются практико-ориентированные, исследовательские, информационные и творческие проекты. Данный формат позволяет в сравнительно короткий срок охватить все предметные области, что немаловажно при небольшом количестве обучающихся. Все годы при проведении «Марафона…» успешно реализуется школьное наставничество в различных формах: «учитель – учитель», «опытный учитель – молодой специалист», «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Отличительными особенностями «Марафона школьных наук» являются:
- интерактивность: активное взаимодействие обучающихся, использование новых технологий образования в форме отдельных проектов на разных школьных площадках;
- практикоориентированность: возможность применения освоенных компетенций, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Цель: формирование общей культуры обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащего или позднооглохшего), его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие с целью гармоничного включения в общество и профессиональной самореализации в будущем.
Задачи:
образовательные:
- систематизировать знания предметного цикла;
- стимулировать обучающихся на участие в школьных проектах и приобщать к научным исследованиям;
- создавать условия для формирования школьной научной среды;
воспитательные:
- воспитать у обучающихся стремление к получению новых знаний;
- развивать познавательные интересы и способствовать развитию творческой активности обучающихся;
- формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственную позицию у обучающихся, чувство сопричастности к судьбе Отечества;
коррекционно-развивающие:
- целенаправленно воздействовать на развитие интеллектуального и личностного потенциала детей,
- создавать оптимальные условия для развития каждого обучающегося на основе знания его индивидуальных особенностей, способностей и потребностей
Помимо основных образовательных задач, ориентированных на социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом, мы ставим перед собой еще одну важную задачу: повышение профессионального мастерства и раскрытие творческого потенциала педагогов школы.
Эта задача реализуется посредством наставничества. Наставничество – универсальная модель построения отношений участников образовательного процесса внутри образовательной организации. Эта технология интенсивного развития личности, передачи знаний и опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник оказывает наставляемому комплексную поддержку на пути взросления, социализации, раскрытия потенциала, повышению профессиональных навыков.
Форма наставничества учитель – учитель, опытный учитель – молодой специалист реализуется с целью успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, поддержки нового коллеги, пришедшего в коллектив, стоящего на пути освоения специфики работы с детьми со сниженным слухом; создание атмосферы сотрудничества, творчества и профессионализма, что позволяет реализовывать педагогические задачи на высоком профессиональном уровне. В этой форме реализованы следующие мероприятия «Марафона.. »:
2019 год
- Разработка сценария мероприятия с учетом специфики контингента обучающихся. Продукт: Сценарий открытия Марафона школьных наук (Плошкина И.В. - Алексеева С.Ю.)
- Историческое краеведение. Продукт: Квест «Ярославская невидаль» (Чеканова А.М. – Кудрявцев Н.Г.)
2020 год
- Особенности проектной деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: проект «Человек и общество» (Плошкина И.В. – Кудрявцев Н.Г.)
- Игровые технология на уроках математики в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: урок-игра «Эта весёлая математика». (Алексеева С.Ю. – Орлова А.С.)
- Особенности организации исследовательской деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: исследовательская работа «Вода» (Шаймарданова С.Б. – Соломонова Е.П.)
- Преемственность в работе учителя-предметника и сурдопедагога. Продукт: музейное занятие «Как учились в старину». (Михеева И.Ф. – Плошкина И.В)
2021 год
- Теория и практика разработки игр для детей с нарушенным слухом. Продукт: игра «История школы – история страны» (Плошкина И.В. – Ковин Д.В.)
- Преемственность в работе учителя-предметника и учителя начальных классов. Продукт: проекты «Вековая история школы в цифрах», «Школьная математика». (Алексеева С.Ю. – Безгодько Е.В.)
- Использование разнообразных методов и форм работы в организации детей с нарушенным слухом. Продукт: деловая игра «Правила нашей безопасности» (Жаворонкова Л.В. – Киселёва А.В.)
2022 год
- Использование ресурса школьного музея при проведении внеклассных мероприятий. Продукт: коллективное творческое дело «Делу время – потехе час» (Охапкина М.Ю. – Кормановская С.С)
- Преемственность в работе классного руководителя, воспитателя, сурдопедагога. Продукт: фильм «Там на неведомых дорожках», открытие Марафона школьных наук – 2022 (классные руководители – воспитатели – сурдопедагоги)
- Оздоровительно-профилактическая деятельность в школе. Продукт: физкультурно-оздоровительное мероприятие «В здоровом теле – здоровый дух» (Медведев В.В. – воспитатели)
2023 год
- Специфика проектной деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: проект «Жизненные уроки Ушинского» (Плошкина И.В. – Ганина О.И.)
- Приём развития навыка смыслового чтения у детей с нарушенным интеллектом. Продукт: изба-читальня «Мой Ушинский» (Сергушова Т.А. – Сретенская Т.А.)
- Специальные коррекционные задачи внеклассного мероприятия в школе для детей с нарушенным слухом. Выход: квест «Моя Ярославия» (Деваева И.В. – Ковин Д.В.)
Форма наставничества учитель – ученик – одна из широко распространённых форм, направленная на раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненного ориентира, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов; развитие гибких навыков и лидерских качеств; создание условий для профессионального самоопределения, а самое главное – максимальной реализации речевых, произносительных навыков обучающегося.
2019 год
- Организация работы школьного пресс-центра. Продукт: Ежедневный выпуск стенгазеты «Марафон школьных наук -2019: итоги дня» (Плошкина И.В. – Обучающиеся 9 класса: Сундуков В., Арабов П.)
2020 год
- Раскрытие творческого потенциала обучающихся с нарушенным слухом. Продукт: литературная гостиная «Современные песни о войне» (Деваева И.В. – Обучающиеся 9 класса: Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О.)
2021 год
- Жаворонкова Л.В. – Малахова Н. (подготовка творческой презентации (география)
- Алексеева С.Ю. – Черепковская П. (подготовка творческой презентации (математика)
- Соломонова Е.П. подготовка творческой презентации (физика)
- Плошкина И.В. – Каракозов Д. (подготовка творческой презентации (русский язык)
- Кутырина А.А. – Дудкин А. (подготовка творческой презентации (иностранный язык)
- Шаймарданова С.Б. – Кармадонов И. (подготовка творческой презентации (химия)
- Медведев В.В. – Гусев И., Ткачёв А. (подготовка творческой презентации (физкультура)
2022 год
- Деваева И.В. – Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О (организация и проведение мероприятия для учеников 5 класса (литература)
Форма наставничества учитель – ученик направлена на разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, передача детьми собственного опыта, навыков и умений; создание комфортной коммуникации в детском коллективе; формирование устойчивого сообщества благодарных выпускников. Данная форма наставничества использовалась при подготовке мероприятий:
2019 год
- Ежедневный выпуск стенгазеты «Марафон школьных наук -2019: итоги дня» (Обучающиеся 9 класса: Сундуков В., Арабов П. – Каракозова А.)
2020 год
- Литературная гостиная «Современные песни о войне» (обучающиеся 9 класса: Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О.– обучающиеся 5 класса)
2022 год
- Фоторепортажи с мероприятий (обучающийся 9 класса Кремененко И. – обучающийся 7 класса Каракозов Д.)
2023 год
- Презентация материалов к «Марафону школьных наук – 2020», представленных в Творческой гостиной (обучающаяся 7 класса Зингер А. – обучающаяся 6 класса Терентьева П.)
История «Марафона школьных наук»
I Марафон школьных наук,
посвящён Дню российской науки.
II Марафон школьных наук,
посвящён М.В. Ломоносову.
III Марафон школьных наук,
посвящён 100-летию школы. Впервые проходил в онлайн формате.
IV Марафон школьных наук,
посвящён году Культурного наследия народов России.
Проходил в онлайн формате.
V Марафон школьных наук,
посвящён Году педагога и наставника и
200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.
VI Марафон школьных наук,
посвящён городам и образовательным центрам,
укрепляющим научно-технический потенциал России