Меню сайта

МАРАФОН ШКОЛЬНЫХ НАУК

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слуха приводит к существенным трудностям в формировании речевых навыков. Также, снижение или его отсутствие отрицательно  сказывается и на психическом развитии ребенка, ограничивает возможность его познания окружающего мира, замедляет процесс овладения учебным материалом.  

Казалось бы, на любом уроке можно создать речевую среду, воодушевить ребёнка и раскрыть его потенциал общения. Однако анализ образовательной ситуации показывает, что обращение на уроках к методам и приёмам, формирующим навыки общения, в основном носит фрагментарный характер. Часто предметы, на которых необходимо использовать и широко применять речевой опыт, не относятся к числу любимых и вызывают наибольшие трудности у детей с нарушенным слухом, порождая проблемы, в том числе,  связанные с коммуникацией вне школы.

Выходом из ситуации  мы считаем тщательно спланированную и чётко организованную внеклассную работу по предметам. Не секрет, что урок, будучи организованной формой, чаще всего не даёт простора для творческой самореализации и самовыражения. Осознавая это, мы понимаем сложность задачи: пробудить у неслышащего обучающегося желание общаться и делиться знаниями, соблюдая  научно-методические принципы, являющиеся обязательным условием образования детей с ОВЗ.

Создание оптимальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по планированию, организации и осуществлению образовательного  процесса с непременным обеспечением развивающей и речевой среды для обучающихся.

В связи с этим возникла идея проведения в Ярославской школе-интернате № 7 ежегодного образовательного научного события «Марафон школьных наук», в рамках которого реализуются практико-ориентированные, исследовательские, информационные и творческие проекты. Данный формат позволяет в сравнительно короткий срок охватить все предметные области, что немаловажно при небольшом количестве обучающихся. Все годы при проведении  «Марафона…»  успешно реализуется школьное наставничество в различных формах: «учитель – учитель», «опытный учитель – молодой специалист», «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Отличительными особенностями «Марафона школьных наук» являются:

- интерактивность: активное взаимодействие обучающихся, использование новых технологий образования в форме отдельных проектов на разных школьных площадках;

- практикоориентированность: возможность применения освоенных   компетенций, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Цель: формирование общей культуры обучающегося с нарушениями слуха (слабослышащего или позднооглохшего), его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие с целью  гармоничного включения в общество и профессиональной самореализации в будущем.

Задачи:

образовательные:

- систематизировать знания предметного цикла;

- стимулировать обучающихся на участие в школьных проектах и приобщать к научным исследованиям;

- создавать условия для формирования школьной научной среды;

воспитательные:

- воспитать у обучающихся стремление к получению новых знаний;

- развивать познавательные интересы и способствовать развитию творческой активности обучающихся;

- формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственную позицию у обучающихся, чувство сопричастности к судьбе Отечества;

коррекционно-развивающие:

- целенаправленно воздействовать на развитие интеллектуального и личностного потенциала детей,

- создавать оптимальные условия для развития каждого обучающегося на основе знания его индивидуальных особенностей, способностей и потребностей

Помимо основных образовательных задач, ориентированных на социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом, мы ставим перед собой еще одну важную задачу: повышение профессионального мастерства и раскрытие творческого потенциала педагогов школы.

Эта задача реализуется посредством наставничества. Наставничество – универсальная модель построения отношений участников образовательного процесса внутри образовательной организации. Эта технология интенсивного развития личности, передачи знаний и опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник оказывает наставляемому комплексную поддержку на пути взросления, социализации, раскрытия потенциала, повышению профессиональных навыков.

Форма наставничества учитель – учитель, опытный учитель – молодой специалист реализуется с целью успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, поддержки нового коллеги, пришедшего в коллектив, стоящего на пути освоения специфики работы с детьми со сниженным слухом; создание атмосферы сотрудничества, творчества и профессионализма, что позволяет реализовывать педагогические задачи на высоком профессиональном уровне. В этой форме реализованы следующие мероприятия «Марафона.. »:

2019 год

  • Разработка сценария мероприятия с учетом специфики контингента обучающихся. Продукт: Сценарий открытия Марафона школьных наук (Плошкина И.В. - Алексеева С.Ю.)
  • Историческое краеведение. Продукт: Квест «Ярославская невидаль» (Чеканова А.М. – Кудрявцев Н.Г.)

2020 год

  • Особенности проектной деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: проект «Человек и общество» (Плошкина И.В. – Кудрявцев Н.Г.)
  • Игровые технология на уроках математики в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: урок-игра «Эта весёлая математика». (Алексеева С.Ю. – Орлова А.С.)
  • Особенности организации исследовательской деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт: исследовательская работа «Вода» (Шаймарданова С.Б. – Соломонова Е.П.)       
  • Преемственность в работе учителя-предметника и сурдопедагога. Продукт: музейное занятие «Как учились в старину». (Михеева И.Ф. – Плошкина И.В)

2021 год

  • Теория и практика разработки игр для детей с нарушенным слухом. Продукт: игра «История школы – история страны» (Плошкина И.В. – Ковин Д.В.)
  • Преемственность в работе учителя-предметника и учителя начальных классов. Продукт: проекты «Вековая история школы в цифрах», «Школьная математика». (Алексеева С.Ю. – Безгодько Е.В.)
  • Использование разнообразных методов и форм работы в организации детей с нарушенным слухом. Продукт: деловая игра «Правила нашей безопасности» (Жаворонкова Л.В. – Киселёва А.В.)

2022 год

  • Использование ресурса школьного музея при проведении внеклассных мероприятий. Продукт: коллективное творческое дело «Делу время – потехе час» (Охапкина М.Ю. – Кормановская С.С)
  • Преемственность в работе классного руководителя, воспитателя, сурдопедагога. Продукт: фильм «Там на неведомых дорожках», открытие Марафона школьных наук – 2022 (классные руководители – воспитатели – сурдопедагоги)
  • Оздоровительно-профилактическая деятельность в школе. Продукт: физкультурно-оздоровительное мероприятие «В здоровом теле – здоровый дух» (Медведев В.В. – воспитатели)

2023 год

  • Специфика проектной деятельности в школе для детей с нарушенным слухом. Продукт:  проект  «Жизненные уроки Ушинского» (Плошкина И.В. – Ганина О.И.)
  • Приём развития навыка смыслового чтения у детей с нарушенным интеллектом. Продукт: изба-читальня «Мой Ушинский» (Сергушова Т.А. – Сретенская Т.А.)
  • Специальные коррекционные задачи внеклассного мероприятия в школе для детей с нарушенным слухом. Выход: квест «Моя Ярославия» (Деваева И.В. – Ковин Д.В.)

         Форма наставничества учитель – ученик –  одна из широко распространённых форм, направленная на раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненного ориентира, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов; развитие гибких навыков и лидерских качеств; создание условий для профессионального самоопределения, а самое главное – максимальной реализации речевых, произносительных навыков обучающегося.

            2019 год

  • Организация работы школьного пресс-центра. Продукт: Ежедневный выпуск стенгазеты «Марафон школьных наук -2019: итоги дня» (Плошкина И.В. – Обучающиеся 9 класса: Сундуков В., Арабов П.)

            2020 год

  • Раскрытие творческого потенциала обучающихся с нарушенным слухом. Продукт: литературная гостиная «Современные песни о войне» (Деваева И.В.  – Обучающиеся 9 класса: Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О.)

            2021 год

  • Жаворонкова Л.В. – Малахова Н. (подготовка творческой презентации (география)
  • Алексеева С.Ю. – Черепковская П. (подготовка творческой презентации (математика)
  • Соломонова Е.П. подготовка творческой презентации (физика)
  • Плошкина И.В. – Каракозов Д. (подготовка творческой презентации (русский язык)
  • Кутырина А.А. – Дудкин А. (подготовка творческой презентации (иностранный язык)
  • Шаймарданова С.Б. – Кармадонов И. (подготовка творческой презентации (химия)
  • Медведев В.В. – Гусев И., Ткачёв А. (подготовка творческой презентации (физкультура)

              2022 год

  • Деваева И.В. – Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О (организация и проведение мероприятия для учеников 5 класса (литература)

Форма наставничества учитель – ученик направлена на разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, передача детьми собственного опыта, навыков и умений; создание комфортной коммуникации в детском коллективе; формирование устойчивого  сообщества благодарных выпускников. Данная форма наставничества использовалась при подготовке мероприятий:

2019 год

  • Ежедневный выпуск стенгазеты «Марафон школьных наук -2019: итоги дня» (Обучающиеся 9 класса: Сундуков В., Арабов П. – Каракозова А.)

2020 год

  • Литературная гостиная «Современные песни о войне» (обучающиеся 9 класса: Колпакова М., Смирнова К., Шаместдинова О.– обучающиеся 5 класса)

2022 год

  • Фоторепортажи с мероприятий (обучающийся 9 класса Кремененко И. – обучающийся 7 класса Каракозов Д.)

2023 год

  • Презентация материалов к «Марафону школьных наук – 2020», представленных в Творческой гостиной (обучающаяся 7 класса Зингер А. – обучающаяся 6 класса Терентьева П.)

История «Марафона школьных наук»

2019 год

I Марафон школьных наук,

посвящён Дню российской науки.

2020 год

II Марафон школьных наук,

посвящён М.В. Ломоносову.

2021 год

III Марафон школьных наук,

посвящён 100-летию школы. Впервые проходил в онлайн формате.

2022 год

IV Марафон школьных наук,

посвящён году Культурного наследия народов России.

Проходил в онлайн формате.

2023 год

V Марафон школьных наук,

посвящён Году педагога и наставника и

200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского.

2024 год

VI Марафон школьных наук,

посвящён  городам и образовательным центрам,

укрепляющим научно-технический потенциал России