Меню сайта

Рекомендации для родителей

 по развитию речи неслышащих детей

Развитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими.

Трудно переоценить значение Вашей помощи своему ребёнку в познании окружающего мира. Чем же могут помочь родители?

Обучая ребёнка вполне доступными Вам средствами, Вы даете возможность специалистам формировать у ребёнка специфические умения. Вы можете закрепить полученные глухим школьником навыки устной речи, т.е. навыки произношения, чтения с губ.

Чем теснее вы поддерживаете связь с педагогами, воспитателями, выполняя их советы, читаете общую и специальную литературу по формированию речи у неслышащих, тем самым Вы помогаете ему не ощущать свой физический дефект, во всяком случае, не тяготиться им.

Родители должны знать, что умственные возможности развития здорового глухого ребёнка ни в чем не уступают возможностям слышащего. Вам необходимо овладеть дактильной (пальцевой) речью, которая широко используется в принятой в нашей стране системе обучения глухих детей.

Помните, что умение правильно показать знаки – первое исходное условие. Знаки нужно показывать четко и ясно. Если вы одновременно говорите и дактилируете, следите, чтобы в этом случае Ваше произношение было слегка замедленным, но ни в коем случае не слоговым, иначе это плохо отражается на произношении ребёнка, на чтении с губ.

Наибольшую роль играет закрепление навыков чтения, письма и, как вспомогательного средства, дактильной речи.

Родителям нужно дома, во время каникул обратить самое пристальное внимание на понимание глаголов. Понимание поручений типа: принеси, помоги, дай, покажи, нарисуй. Привлекайте внимание ребёнка к движению губ и, произнося слова обычным голосом, вам следует убедиться, что ребёнок усвоил смысл обращенных к нему слов.

Давайте поручения вразбивку.

Если Вы не можете объяснить что-либо ребёнку, записывайте слова и фразы в блокнот. Например: ребёнок видит и показывает Вам пальцем летящий самолет. Тут же напишите фразу: «Летит самолет». Ребёнок видит как вы готовите обед, запишите и дайте ему прочитать: «Я готовлю обед», «Я приготовила обед».

После прочтения хорошо ему эту же фразу повторить устно. Таких случаев Вам жизнь представляет множество, вы их используйте. Изо дня в день будут вырастать возможности ребёнка понимать и запоминать такие фразы. Постарайтесь, чтобы он повторил каждую фразу на память. Если вы будете делать так систематически, у Вашего ребёнка будет развиваться самостоятельная речь.

Записывайте впечатления, полученные им дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы. Следует обсуждать просмотренные картины, телевизионные детские передачи.

Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует. В зависимости от степени понижения слуха у ребёнка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи.

У вашего ребёнка должен быть слуховой аппарат, который выписал ему врач-сурдолог. Аппарат ребёнок должен носить постоянно. Он помогает использовать самые малые остатки слуха. Ваша помощь будет достаточно ощутимой, если вы будете поддерживать тесную связь с учителем, ведущим занятие по развитию слуха и формированию произношения.

Вы должны помнить, что в результате специальных упражнений, под влиянием развивающейся самостоятельной речи, состояние слуха у ребёнка может несколько измениться в лучшую сторону. Бывает, что ребёнок, который ранее определялся как глухой с остатками слуха, теперь классифицируется как слабослышащий. Но если не носить аппарата, не развивать остатки слуха, ребёнок теряет слух совсем.

Ваш ребёнок находится в школе, основная работа по обучению его произношения происходит там.

Знайте, что эффект усвоения устной речи зависит не только от постановки звуков, которую осуществляет специалист, но и в большой мере от вашего внимания к произношению ребёнка в процессе общения с ним.

Внимательно прислушивайтесь к произношению ребёнка, даже, не зная, как исправить тот или иной дефект. В случае плохого произношения попросите его повторить сказанное. Это напоминание заставит ребёнка постараться восстановить знакомые ему ощущения правильного произношения и самому исправить ошибку.

Если будете следовать данному правилу постоянно, это приучит ребёнка к тому, что надо всегда стараться говорить хорошо. Следите за слитным произношением слов. Следите за правильным ударением в словах.

Ударный слог нужно выделять не громким произношением его, а длительным произношением гласного звука в этом слоге.

 

Правила для начинающих обучаться зрительному восприятию устной речи

  1. Следить, чтобы источник света падал на лицо говорящего.
  2. Как можно четче повторять движения губ собеседника.
  3. Удерживать взгляд на губах говорящего до окончания фразы.
  4. По отдельным, понятным на губах словах, достаточно быстро догадаться о смысле сказанного.
  5. При затруднениях не волноваться, а спокойно попросить повторить фразу еще раз.
  6. Необходимо знать и помнить слова и фразы с похожим рисунком на губах.
  7. Хорошо видеть и узнавать на губах опорные звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы.
  8. При сомнении, правильно ли понята фраза, лучше повторить так, как поняли. По реакции собеседника можно будет узнать, верно понята фраза (слово) или нет. Если не верно, то тут же подобрать фразу (слово) с похожим рисунком.
  9. Во время общения с собеседником лучше первым задавать вопросы, тем самым заставляя собеседника говорить на уже известную тему.
  10. Для более быстрого овладения навыками в зрительном восприятии устной речи можно и нужно на улице, в транспорте, в общественных местах обращаться с вопросом(на который знаете ответ) к любому человеку. Таким образом, у вас будет практика, во-первых,— в усвоении различного "почерка" разговаривающих, во-вторых,— в считывании ответов одного содержания (по смыслу), но выраженного разными словами.
  11. При разговоре (диалоге) двух собеседников очень важно:
    • чтобы вы видели лица обоих разговаривающих;
    • чтобы их лица были хорошо освещены;
    • чтобы вы успевали переводить взгляд с одного лица на другое: ведь даже, если не поняли первого собеседника, то по ответу второго можно будет догадаться, о чем говорил первый человек;
    • уметь задавать наводящие вопросы, т.е. такие, чтобы отвечающий на них дал вам понятную, однозначную информацию.

 

Правила поведения собеседника человека с нарушенным слухом

  1. Всегда располагаться лицом к источнику света.
  2. Говорить в нормальном (не очень быстром и не очень медленном) темпе. Не кричать.
  3. Не кивать головой при произнесении любого речевого материала.
  4. Не размахивать руками (не жестикулировать) , не закрывать руками нижнюю часть лица.
  5. Следить за тем, насколько собеседник понимает вашу речь. Для такого уточнения надо временами просить повторить ваши слова.
  6. Быть к собеседнику доброжелательным, не показывать своего недовольства.
  7. Владеть способами помощи собеседнику в случаях затруднений при считывании с губ речевого материала. Имеется в виду:
    • письмо указкой (невидимое, контурное изображение букв) — написать только то слово, которое не понимает собеседник; написать слово-"ключ" ко всему предложению; написать предлог, который не виден на губах. Писать можно: обратной стороной карандаша, ручки; пальцем — на столе, на руке, на стене; палочкой на земле, на снегу;
    • повторение всей фразы в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
    • попросить более точно повторить движения ваших губ;
    • сделать перестановку слов во фразе, построив ее в наиболее общепринятой, устоявшейся форме;
    • заменить то или слово в фразе, не изменяя при этом ее смысла;
    • написать всю фразу с последующим одновременным проговариванием.

 

Не повредит ли ребенку слуховой аппарат? 

Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сложилось много лет назад, когда первые слуховые аппараты были довольно низкого качества. Они сильно искажали звук, шумели, и их нельзя было настроить, под индивидуальные особенности слуха пациента.

Но с тех пор наука шагнула далеко вперед. Современные слуховые аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Разнообразие моделей позволяет с достаточной точностью осуществлять первичный выбор аппарата, а настройка амплитудно-частотных характеристик аппарата обеспечивает оптимальное усиление и разборчивость.

Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Современный слуховой аппарат, правильно подобранный и настроенный, может принести ребенку только пользу.

 

Необходим ли ребенку индивидуальный ушной вкладыш?


  Да, потому что индивидуально изготовленный вкладыш имеет значительно большие возможности по сравнению со стандартным ушным вкладышем. Индивидуальный вкладыш полностью повторяет контуры слухового прохода, обеспечивая герметичность, комфорт и надежную фиксацию вкладыша в ухе. Форма вкладыша, диаметры отверстий и трубочек влияют на акустику аппарата. Современные технологии позволяют изготавливать мягкие и твердые вкладыши из самых разнообразных материалов.

Помните, что отсутствие индивидуального вкладыша может свести к минимуму эффект от слухопротезирования даже самым качественным слуховым аппаратом.


Сколько часов в день рекомендуется носить аппарат?

 

Слуховой аппарат должен стать постоянным спутником Вашего ребенка. Ребенок должен надевать слуховой аппарат сразу же после того, как проснется утром, носить в течение всего дня и снимать только вечером, ложась спать. Это должно стать непреложным правилом и для ребенка, и для Вас. Только так ребенок сможет привыкнуть к аппарату, научиться правильному обращению с ним и тогда аппарат превратится в его верного помощника. Если ребенок будет носить аппарат от случая к случаю, он никогда не научится в полной мере использовать все его преимущества.
 


Что делать, если ребенок отказывается носить слуховые аппараты?

Как правило, если слуховой аппарат хорошо подобран, ребенок очень скоро привыкает к нему и перестает его замечать. Если ребенок отказывается его носить, значит, аппарат чем-то ему мешает. Возможно, он плохо настроен, и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш: на нем может быть острая грань или другой дефект, вызывающий неприятное чувство в ухе. Необходимо как можно быстрее определить и устранить эту причину, для чего нужно сразу же обратиться к специалисту.

Родители слабослышащих и глухих детей  должны  прилагать все необходимые усилия для  своевременного бинаурального слухопротезирования  ребенка. Они  создают  необходимые условия и акустическую среду в домашних условиях для того,  чтобы  их ребенок с двумя слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами   в течение всего дня  развивал   навыки бинаурального слуха. От активного участия родителей в этом процессе в значительной степени зависит конечный результат бинаурального протезирования ребенка  и соответственно его  эффективность и социальная значимость.

 

От чего зависит эффективность слухопротезирования?

В слуховом аппарате всегда слышать лучше, чем без него, но степень эффективности, т.е., насколько это улучшение будет значительным, зависит от многих факторов.

  1. Чем раньше при обнаружении снижения слуха Вы начнете пользоваться слуховым аппаратом, когда еще не снижена способность Вашей слуховой системы к анализу речевых сигналов, тем быстрее Вы адаптируетесь к слуховому аппарату и сохраните хорошую разборчивость речи.
  2. От степени снижения слуха: чем больше потеря слуха, тем меньше возможность Вашей слуховой системы к анализу даже усиленного аппаратом звука.
  3. От характера тугоухости: чем обусловлено снижение слуха – поражением наружного, среднего или внутреннего уха и уровнем поражения слуховой системы.
  4. Возраста пациента: в пожилом возрасте способность к быстрому анализу речевых сигналов снижается.
  5. От возможностей конкретного слухового аппарата: чем больше параметров обработки звука, тем легче его будет анализировать Вашей слуховой системе.
  6. За редким исключением, протезирование двумя аппаратами бывает эффективнее, чем одним.
  7. От квалификации специалиста, выбирающего и настраивающего Вам слуховой аппарат.

  

Слух формируется постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы:

· в первые 2-3 недели малыш, как правило, вздрагивает от громких звуков

· в возрасте 2-3 недель ребенок, услышав достаточно громкий звук на относительно небольшом расстоянии, замирает, перестает двигаться, и, если до этого кричал, замолкает

·  в возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя

·  в возрасте 4 месяцев поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса

· с 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки

·  в 4-5 месяцев появляется лепет (осознанное и целенаправленное повторение звуков родного языка)

· к году малыш произносит первые слова

 

Почему следует пользоваться слуховыми аппаратами на оба уха:

1. Улучшается разборчивость речи.
С одним слуховым аппаратом многие шумы и слова могут звучать одинаково. С двумя слуховыми аппаратами звуки разделяются более легко. Исследования показали, что пациенты, пользующиеся двумя аппаратами, обычно понимают речь и диалог значительно лучше, чем те, кто пользуется лишь одним аппаратом.

2. Легче понимать речь в шумной обстановке и при разговоре с несколькими собеседниками.
С двумя слуховыми аппаратами намного легче избирательно слышать необходимые звуки, чем с одним. Это значит, что вы можете сосредоточиться на том, что вы хотите слышать.

3. Улучшается способность локализовать звук.
С двумя слуховыми аппаратами вы сможете установить, откуда приходит звук, и определить степень его удаленности. Это позволит вам узнать, куда нужно повернуться, когда с вами кто-то заговорит, или поможет локализовать опасные звуки, такие как движение приближающегося транспорта.

4. Улучшается качество звука.
Слушая стереосистему, вы пользуетесь двумя колонками, чтобы услышать более отчетливый и естественный звук. Точно так же с двумя слуховыми аппаратами Вы добьетесь лучшего баланса и качества звука.

5. Более высокий уровень слухового комфорта.
С двумя слуховыми аппаратами вам потребуется менее высокий уровень громкости, чем с одним. Поскольку уровень усиления ниже, звук искажается меньше, и вы ощущаете себя более комфортно в окружении громких шумов.

6. Слушать стало не утомительно и приятно.
Большинство людей отмечает, что с двумя слуховыми аппаратами слушать и участвовать в разговоре приятнее, чем с одним. Происходит это потому, что больше не приходится прикладывать усилий, чтобы слушать лучше слышащим ухом. Таким образом, два аппарата облегчают жизнь.

7. Активная работа обоих ушей залог сохранения способности понимать речь.
Исследования показали, что когда пользуются слуховым аппаратом только на одном ухе, второе ухо может потерять способность слышать и понимать. Этот эффект называется слуховой депривацией. При использовании двух аппаратов активно работают оба уха, что предотвращает ухудшение слуха.

8. Два слуховых аппарата маскируют звон в ушах.
Около 50% людей со звоном в ушах отмечают улучшение, когда пользуются двумя слуховыми аппаратами. Если носить аппарат только в одном ухе, то во втором звон будет сохраняться.

 

Правила пользования слуховым аппаратом:

1.      С помощью слухового аппарата дети воспринимают звуки окружающего мира. Поэтому необходимо следить за его техническим состоянием, хранить в сухом месте, не ронять, не разбирать, не бросать.

2.      Когда ребенок не пользуется аппаратом необходимо его выключать.

3.      Надевать надо так, чтобы не было свиста.

4.      Своевременно делать новые индивидуальные вкладыши.

5.      Своевременно заряжать и сменять батарейки.

6.      Учить ребенка воспринимать звуки и речь с аппаратом.