Меню сайта

Особенности глухих и с выраженной степенью тугоухости детей будущих пользователей КИ:

- восприятие и узнавание предметов у них протекают медленнее, чем у слышащих ровесников. Им требуется больше времени для того, чтобы выделить формальные признаки предмета;

- развитие воображения у глухих детей  характеризуется значительным отставанием, связанным с замедленным формированием речи,  в том числе плохим пониманием значения слов, также наблюдается отставание в развитии сюжетно-ролевых игр;

-  в развитии памяти у детей с нарушениями слуха преобладает образная память над словесной. Процесс запоминания у них основывается на  соотнесении вновь воспринятого с воспринятым  ранее. Мышления, прежде всего в развитии наглядно-действенного мышления;

- для глухих детей характерно использование элементарных способов действия, например, копирование или  подражание образцу действия взрослого. Глухие дети не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи;

-  в развитии речи глухих детей важной особенностью является почти одновременное овладение ими несколькими различными видами речи – словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой;

- глухие в зависимости от своих возможностей воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слухо-зрительно. Основным способом восприятие устной речи для детей с нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов.

Кохлеарный имплант обычно обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 26-40 дБ на расстоянии не менее 5 метров (ребенок воспринимает даже шепот, но плохо  воспринимает шипящие и свистящие согласные, произносимые тихим голосом), т.е. степень слуха ребенка с КИ становится равна степени слуха ребенка с первой степенью тугоухости,  поэтому ребенок с установленной искусственной улиткой остается ребенком с нарушением слуха. Он слышит звук, но не различает речь. Ребенок после кохлеарной имплантации по уровню развития понимания речи и собственной речи соответствует глухому ребенку.

Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухоречевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. При правильной организации работы большинство позднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо-зрительной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону.

У детей с выраженной глухотой слухоречевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 месяцев. Но слухоречевая реабилитация в целом как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5лет и более. Психофизические особенности  КИ  детей  (Приложение 1) должны учитываться при выборе содержания послеоперационной слухоречевой реабилитации.

Речевое развитие детей с нарушением слуха после имплантации может быть различным в зависимости от возраста ребенка, времени потери слуха, возраста имплантирования/протезирования, наличия сопутствующих нарушений, а также от того,  проводилась ли с ребенком коррекционная работа до операции. Возможны  4 варианта развития:

- развитие приближается к возрастной норме, но необходимо следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его;

- развитие не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при  условии систематической минимальной слухоречевой  поддержки;

- развитие не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической слухоречевой  поддержке;

- развитие не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной слухоречевой помощи.